Заикание у детей. Лечение заикания

Заикание у детей. Лечение заикания

В головном мозге различают кору и подкорковые образования. Подкорковые образования намного древнее в своем эволюционном развитии, нежели кора. Подкорка отвечает за сам процесс звукообразования, кора же отвечает за осмысленно формирование звуков (речь).  Если наблюдаются нарушения во взаимодействии коры и подкоркового слоя, если есть нарушения в деятельности одной из структур мозга, могут наблюдаться различные нарушения речи, одним из которых является заикание.

Заикание – это состояние, при котором происходит периодическое спазмирование верхних дыхательных путей, что приводит к нарушению произношения слов. Некоторые врачи приравнивают заикание к неврозам, но это правомочно только для психологической формы заикания без отсутствия органического поражения головного мозга.

Заикание известно еще с древних времен. Существовало много теорий возникновения данного заболевания, однако полностью понять процесс формирования заикания у детей помог русский ученый И. П. Павлов, который сформулировал понятие о высшей нервной деятельности, и помог разобраться в природе неврозов.

Причины заикания у детей

Нарушения в деятельности нервной системы может развиться по двум причинам:

1. Предрасположенность головного мозга к заболеваниям. Эта предрасположенность может появиться у детей, родители которых так же имеют какие-либо неврологические заболевания, особенно если у родителей наблюдалось в детстве либо сохраняется и сейчас заикание. Очень часто заикание выявляется у детей с нарушениями развития головного мозга в период беременности. Появлению предрасположенности головного мозга к нарушению нервной деятельности способствуют внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, недоношенность, травмы во время беременности и в родах.

Так же, на предрасположенность головного мозга к появлению заикания, влияет характер ребенка, его способность приспосабливаться к изменяющимся факторам внешней среды. Дети, которые не способны в сложные моменты своей жизни быстро сориентироваться и принять решение, будут больше подвержены заиканию. Чаще заикание будет наблюдаться у детей холериков, особенно когда им приходится с кем-то спорить и доказывать свою правоту.

2. Внешнее воздействие. Сюда можно отнести:
А) инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты).

Б) травмы и повреждения головного мозга (сотрясение головного мозга, ушибы).

В) трофические заболевания, вызывающие поражение головного мозга (сахарный диабет).

Г) функциональная незрелость головного мозга. Формирование больших полушарий происходит у детей в пятилетнем возрасте. До этого момента формирование речи должно происходить медленно, постепенно, без резких скачков. У мальчиков созревание нервной системы происходит медленнее, поэтому они больше подвержены развитию нарушений речи. До пятилетнего возраста у детей может наблюдаться может наблюдаться такое нарушение речи, как итерация (повторение слогов и слов). Это состояние является физиологическим и проходит самостоятельно без медицинской помощи.

Д) инфекционные заболевания верхних дыхательных путей и ушей.

Е) заболевания, вызывающие общее ослабление организма (частые простудные заболевания, глистные инвазии, рахит).

Ж) сопутствующие заболевания и состояния (энурез, бессонница, повышенная утомляемость, ночные страхи и кошмары).

З) психологические травмы (испуг, страх, хронический стресс).

И) неправильное воспитание в семье (избалованность, изнеженность ребенка, воспитание «примерного» ребенка).

К) неправильное формирование речи ребенка (скороговорение, быстрая нервная речь родителей).

Так же появление заикания у ребенка может быть не только проявлением заболевания, но и подражанием взрослым. Если один из родителей заикается, ребенок может так же заикаться. При этом процесс формирования заикания происходит двумя путями: либо ребенок непроизвольно начинает заикаться при разговоре с родителем (при этом, при общении с другими людьми, ребенок не заикается), либо в форме подражания речи взрослому (при такой форме заикание будет наблюдаться и при общении с человеком, который не заикается).

Симптомы заикания

Основным проявлением заикания является появление судорог в процессе речи. Обычно судороги длятся 0,5-12 секунд, но в редких случаях они могут продолжаться и до 1,5 минут. Для появления заикания очень важно в какой обстановке находится ребенок. Наиболее «благоприятная» обстановка для появления заикания – это обстановка в которой ребенок ощущает себя неуютно, когда ему приходиться нервничать. Это может быть ответ у доски в школе, ссора со сверстниками, съемки на телевидении. Так же имеет значение, каких букв больше в словах и на каком месте они располагаются. Наиболее тяжелыми для произношения являются буквы «п», «г», «б», «д», «т», «к», особенно если эти буквы стоят в начале слова.

Влияние на появление заикания имеет и эмоциональная оценка произносимого текста. Наиболее легким для произношения является простое повествование, без эмоциональных оттенков.

Судороги по своей форме могут быть тоническими, клоническими и смешанными. При тонических судорогах происходит короткое спазмирование голосовых мышц и слово произноситься в виде толчка, когда в слове присутствует пауза (например, «д д ерево). При клонических судорогах происходит ритмичное повторение одних и тех же движений голосовыми мышцами и происходит повторение одних и тех же слогов (например, де-де-дерево). Судороги вызывают спазм голосовых связок, при этом они могут быть в закрытом состоянии и тогда наблюдается как бы разрыв речи (наблюдается при произношении гласных звуков). Если голосовые связки разомкнуты, воздух беспрепятственно проходит через них, не вызывая их колебания, поэтому в этом случае может наблюдаться полностью отсутствие речи или шепотная речь.

Появление заикания у детей влияет не только на речь детей, но и на их жизнь в целом. Дети очень часто стесняются проявлений своего заболевания. При первых появлениях заикания дети пытаются закрыть рот рукой, начинают нервничать. В дальнейшем, если дети не научатся справляться со своим заболеванием, это может привести к нежеланию детей идти на контакт, общаться со сверстниками, отвечать в школе у доски. Все это ведет к социальной дезорганизации детей, снижению их успеваемости в школе, появлению неврозов, хронических стрессовых ситуаций. Такое состояние носит название болезненной фиксации. Принято выделять три степени фиксации:

1. Нулевая фиксация, когда ребенок спокойно относится к своему заболеванию, он его не стесняется, может общаться со сверстниками, дети не стараются избавиться от заболевания.
2. Умеренная фиксация. Дети стараются скрывать свое заболевание, меньше общаются со сверстниками, стараются всячески замаскировать свое заикание, прибегают к уловкам.
3. Выраженная фиксация на своем заболевании. Детям их заболевание доставляет постоянный дискомфорт, они ощущают себя неполноценными, у детей развивается страх речи, они боятся идти на контакт с людьми.

Выделяют три формы течения заболевания:

1. Постоянная форма. Заикание проявляется постоянно во всех формах речи.
2. Волнообразная форма. Заикание то усиливается, то уменьшается, но полностью не проходит.
3. Рецидивирующая форма. Заикание появляется вновь после некоторого периода отсутствия.

Лечение заикания

Что делать, если ребенок заикается? Лечение детей с заиканием проводится совместно педиатром, логопедом, психологом.
Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Необходимо назначение ребенку физиотерапевтических процедур: массаж, бассейн, электросон.

Психолог или психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда имеют несколько основных положений, соблюдение которых помогает ребенку быстрее справиться с заболеванием.

1. Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

2. На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

3. Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

4. На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, записи на пленке, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

5. Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

6. Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит так называемое публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Врач педиатр Литашов М.В.

7gy.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

01.11.2012
просмотров 5060