Мария Кузубова: Революция телесности, или Зачем европейцу восточные практики?
Расскажите, что такое телесная терапия, почему она стала популярна. Что это и с чем это едят?
Это не едят (смеется). На самом деле, я бы не отнесла телесную терапию к популярным направлениям, потому что это достаточно революционно для европейца с его европоцентрическим мышлением (европоцентрическое мышление предусматривает с одной стороны антропоцентризм, с другой — господство белого человека, и начиная с 16 века приоритет мышления над остальными психическими функциями).
Давайте разберемся. Что же такого революционного может узреть в телесности просвещенный и искушенный европеец?
Телесная терапия революционна для европоцентрического мышления, потому что на Востоке тело встроено прямо в культуру (в Китае, к примеру).
Две тысячи лет существования христианства в Европе предлагали из тела создать некую символику. Если вы посмотрите на всю раннюю иконопись, она очень сильно отличается даже от живописи, которую находили в Помпеях, например (это достаточно ранние образцы Римской империи, дошедшие до нас).
Затем в искусстве перестали присутствовать анатомические подробности. Если на ранних христианских иконах Иисус рисовался обнаженным, то спустя несколько сотен лет тело начало покрывать или водами реки Иордан, если это сюжеты о крещении, или набедренной повязкой (причём мы можем наблюдать, что это более поздняя правка, цензура иконы и более ранний вариант был с обнажённым телом). Это
Культура, базирующаяся на принципах аскезы: не исследование, а ограничение телесности, витальных потребностей являются основой европейского мировоззрения. Так и по сей день. Даже если нам кажется, что мы ни в чем себя не ограничиваем в физических проявлениях, то это неправда.
Ведь каждый хоть однажды, но сидел на диете или выбирал странные виды активностей, чтобы потусоваться, мы все терпим, когда нам надо в туалет, не едим, когда хотим…
И едим, когда не хотим.
И делаем это часто
Они себя цепями били, вериги и власяницы носили, а мы себе колем ботокс, то есть мы все делаем для того, чтобы наше тело перестало быть живым и физическим. Мы лишаем себя возможности мимики, свободы движений (последнее видно по развитию одежды и обуви). Стоит ли удивляться, что европейцу непривычно думать о своем теле целиком, ему свойственно дробить своё тело как тушку на кусочки, исключая те части, которые не очень нравятся.
Если честно, это связано даже не с психическим способом защиты от собственного тела, а с тем, что у нас очень плохо сформирован образ телесности. Наше представление о нём заканчивает формироваться к трём годам (когда мы вынуждены обращать на тело внимание, потому что мы выстраиваем логику движения, прямохождения, положения тела в пространстве), после этого наше телесное образование по большому счёту заканчивается. А второе обращение к телу у нас связано с подростковым возрастом, потому что мы
На ком сидит костюмчик?
А как же занятия спортом? Вот уж когда мы заботимся о своём теле… Или это бесполезно, на ваш взгляд?
Даже если мы занимаемся
Если это танец, связанный с импровизацией и исследованием движения, то да, здесь мы действительно можем совершить очень много открытий. А если это балет, который сродни спорту, или танец, основанный на
Вне сомнения, это развитие, самовыражение, но в другой сфере. Например, в культурной, социальной, если мы говорим о приобщении к танцу. А вот к телу это чаще всего имеет репрессивное отношение, потому что я учусь не понимать, а подавлять своё тело, выстраивать его в соответствии со стандартами, чаще всего к телу не имеющими отношения. По крайней мере, к телесности и здоровью. Они имеют отношение к нормам поведения, к формам культуры и так далее.
Если речь о профессиональном спорте, то речь не про тело, а про волю к победе, а если это фитнес, то мы занимаемся
Я и моя оболочка, которая как костюмчик. Главное, чтоб хорошо сидел…
Да. А когда, но на
Иными словами, у нас понимание своего тела на детском уровне, то есть, говоря научным языком, оно крайне ригидное.
Словарь Doctor.kz
Rigidus (лат.) — жёсткий, твёрдый, в психологии — неготовность к изменениям программы действия.
А ведь мы взрослеем и учим, к примеру, языки, даже свой родной язык совершенствуем, обогащаем в течение всей жизни, не говоря уже о профессиональных знаниях. А вот к телу мы практически больше не обращаемся.
Может быть, в старости?
Да, в старости мы
На каком языке говорит тело?
А как сделать так, чтобы не застрять на уровне трех лет и не страдать в старости от немощи? Что нужно успеть сделать для себя в промежутке между этими полюсами?
Мы можем поступать ровно так же, как мы поступаем, например, с языком — учить
Я не буду сейчас касаться восточных культур, где осознание своего тела развивается с детства, включая чувствование того, что в Европе считается ересью, — энергетических каналов, диагностики по пульсу… Это не профанация, это достаточно глубокое знание собственного тела и тела другого человека, принятие его телесности, умение по
На Востоке лечение как таковое не
Когда вам хочется или не хочется, в солнце ли, в дождь ли вы выходите и присоединяетесь к миллиону китайцев, которые занимаются суставной гимнастикой, чтобы в старости продолжать бегать и прыгать. Это не вопрос желания, а это «зашито» в культуре. Также как. Например, китайцы и психотерапия — две противоположные вещи.
Каким образом связаны эмоции и тело, чувства и тело? Насколько взаимосвязаны психосоматические заболевания с невниманием к телу?
Если мы перестанем рассматривать тело как изолированную систему, то мы поймем, что имеем дело с целостной системой, которая состоит из нескольких компонентов, которые жизненно связаны с друг другом: социальная ситуация, ментальные способности, эмоциональная сфера и телесность.
Во всяком случае психотерапия рассматривает именно эти пласты (вне сомнения определенные духовные потенции тоже входят в эту систему, но они не относятся к сфере терапевтического воздействия).
Если мы будем рассматривать свои социальные, ментальные, эмоциональные и телесные качества как некую единую систему, которая работает связанно, а не изолированно друг от друга, то будем понимать, что воздействие на один из этих уровней (здесь нет иерархии, но есть функциональная соподчиненность, когда ни один компонент не хуже любого другого и решает свои задачи). Когда идет воздействие на один слой — к примеру, ситуативный — то все три остальных слоя подстраиваются под него.
Это выглядит как архитектурная или скульптурная композиция, когда жёсткие компоненты за счет натяжения мягкими и тонкими нитями подвешены в воздухе. Объект, если мы потянем за
Одно заставляет меняться другое. Система не разрушается, она просто изменяется.
В зависимости от силы воздействия эти перемены могут быть достаточно кардинальными.
Перекличка с собственным телом
С какими запросами к тебе чаще всего приходят?
Буквально со всеми психологическими запросами — про отношения, карьеру, самооценку, состоятельность или несостоятельность, поиск смысла, путей и так далее.
В нашем инструментарии есть несколько вариантов, как мы можем достичь изменений внутри психических процессов: мы можем
Но ведь довольно сложно решиться прийти к психологу, который еще
Любой психолог будет вас трогать так или иначе — руками ли, текстом ли, эмоцией ли. Любая психотерапия — это нарушение границ. Впрочем, у меня никогда не было, чтобы человек противился этому. У большинства людей физические границы менее значимы по сравнению с тем, что внутри психотерапии возникает душевный стриптиз.
А каким образом через тело можно получить доступ к душе, к бессознательному? Приходит, например, человек с проблемами карьерного свойства. Каким образом тело скажет, какого свойства эти проблемы?
Есть большое направление — структурная психосоматика — давно и плотно исследующее, как наши психические потуги, эмоции, мысли отражаются в теле. Исследователи доходят до того, что изучают порой одну
И есть более или менее адекватное восприятие ощущений внутри тела у самих клиентов. Иногда об этом можно спросить у самого клиента: представьте, что карьера и то, что вы о ней думаете,
А если человек осознает, что он не совсем живой и что ему нет места в этой жизни?
Это такой сложный вопрос. Мне кажется, что это очень связано с возрастом. Мы можем позволить себе на
Но по большому счету, с духовными запросами к психотерапевтам люди не приходят — это к гуру, к священникам. А на том уровне вопросов, с которыми они приходят к нам, важно понять, осознают ли люди происходящие в них изменения.
Отказ от борьбы
А если человек не готов принять те изменения, которые он так страстно хотел? Не сведёт ли он на нет все изменения, которые принесло ему обращение к психотерапевту?
Психотерапевт ничего не делает, потому что большинство психотерапевтов придерживаются позиции, что хорошо бы ответственность разделить с клиентом.
А как же «волшебная таблетка», за которой мы идем к любому доктору?
«Волшебная таблетка» — это
А помогает ли телесная терапия в борьбе со стрессом, хронической усталостью?
Терапия вообще не помогает ни в одном виде борьбы. Как раз психотерапевт подключается, когда человек долго и безуспешно борется. И один из этапов психотерапии — это заставить человека понять, с чем он имеет дело и научиться это использовать это в неких позитивных аспектах.
Одно время я работала в хосписе, с онкобольными, и видела, что бывает, когда человек начинает просто бороться…
Мне важно быть верно понятой: я не хочу сказать, что человек должен смириться с болезнью и ничего с этим не делать. Речь не про то!
Это как аудит в организациях. Если я провожу честный аудит и на его основе выстраиваю свою дальнейшую работу, то у меня в бизнесе все в порядке. А если я провожу аудит (в переводе на телесное — получаю диагноз) и закрываю на результат глаза, то я веду компанию к гибели. В равной степени проигрышная стратегия, когда я игнорирую болезнь и когда я с ней борюсь. Выигрышная стратегия основана на понимании того, что я сейчас, в данный момент времени болею и для того, чтобы
Иными словами, если у человека приключилась
Нет, иногда проще пойти к врачу…
…и задушить таблетками.
Подождите! Медицина направлена на снятие симптома и есть вещи, которые медицина действительно успешно лечит. Человечество более или менее справилось с инфекциями, которые косили население (та же чума). Изобретение антибиотиков дало шанс выживать раненым, с бактериальным инфекциями. Не говоря уже об изрядном количестве историй, когда люди отказывались принимать медикаменты по религиозным соображениям и погибали. Медицина существенно улучшает качество нашей жизни, даёт шанс выжить.
Как человеку разобраться, насколько ему полезно или вредно то или иное медицинское вмешательство? Или надо просто всецело довериться врачу?
Любой ответ будет пропагандой
Когда человек хоть
Могу ли я сейчас самостоятельно с этим справиться или нет? Могу ли я запустить
С чего можно начать знакомиться со своим телом человеку, который об этом раньше не задумывался? Каким образом можно найти через тело контакт с самим собой?
Так ведь тело — это же часть нас! Если я принимаю его как часть себя, то и узнаю про себя нечто совершенно потрясающее. Для того, чтобы узнать это, можно бегать осенью в парке, наслаждаясь желтой листвой, или плавать, заниматься
Те, которые к психотерапевтам не ходят, нередко начинают с восточных практик. Я не имею в виду йогу с инструктором (само слово «инструктор» звучит тут очень смешно, если вспомнить, что это целое направление, философия, мироощущение и стиль жизни). Тем не менее знакомство с восточными практиками (цигун, айкидо) дают возможность развиваться до
Это не фитнес, где бицепсы и талия являются и целью, и конечной остановкой. В занятиях
Я довольно часто сталкиваюсь с людьми, которые занимаются восточными практиками, не меняя своего европейского мышления. Они доходят до определенного уровня, а потом останавливаются, словно наткнувшись на стену.
Вы можете сделать себе миллион клизм (в йоге очень любят это), но так и не продвинуться дальше этих очищающих процедур, тебя так и будет бесконечно таскать
Откроете секрет успеха, к которому можно прийти через тело? Что надо сотворить с ним такого волшебного? Самостоятельно можно
А прийти к телесному терапевту — нет, никак? В телесной терапии есть то, что никак нельзя проигнорировать. Если я, к примеру, исследую
Исходя из этого я сейчас скажу то, что мало кому понравится: невозможно преодолеть кризис в одиночку.
Когда мы сталкиваемся с проблемой, нам нужна поддержка извне, будь это
Человечество за долгий срок своего существования выработало единственный корректный выход из кризиса — через поддержку других людей. Самому себе можно и аппендицит вырезать (такая история действительно была, но человек этот — единственный врач на полярной зимовке — был ответственен за многих полярников), но это больно и не каждый может это сделать. Невозможно самому себе быть психотерапевтом.