Должен ли врач любить пациента? За и против
Чего не хватает пациентам
В США недавно провели исследование, которое доказало: немало страданий пациентов связаны не с болезнями, а с отношением к ним медперсонала. И это в стране, где специалиста за повышение голоса или отсутствие «дежурной улыбки» ждет увольнение.
Некоторые пациенты, условно говоря, страдают от неразделенной любви к врачам («я к нему со всей душой, а он даже мои жалобы не дослушивает»). Другие — от взаимной нелюбви. Самые распространенные жалобы: неделикатное сообщение о диагнозе и прогнозах недуга, обсуждение состояния пациента с коллегами при нем, нарушение границ. В целом на нехватку человечности жалуется 48% тех, кто пребывает в стационарах. А вот среди бывших клиентов недовольных намного меньше. Исследователи объясняют это тем, что, выздоравливая, люди склонны забывать недостатки — из благодарности медикам или чтобы вычеркнуть негатив вместе с болезнью из памяти.
Мнение ЗА. Хирург Владимир Бакушин: «втюриться» в профессию — невозможно
Должен ли врач любить пациента? За и против. Источник: likar.info |
Я не считаю, что «врачевание любовью» — это только красивые слова. Хотя я сам могу перечислить возражения тех медиков, кто в них не верит. Большой поток пациентов, мало времени на каждого (у терапевта может быть минимум — 6 мин).
Многие коллеги скажут, что любить — нереально. Максимум — профессию. Именно поэтому, мол, они выбрали быть врачом. Но я не понимаю, как это — «втюриться» в профессию. Хирургам нравится именно делать разрезы? Стоматологам — сверлить зубы? Любить выслушивать хрипы? И это я еще назвал не все врачебные специализации… Можно любить лечить, исцелять — но это уже возможно только по отношению к конкретному человеку. Если бормашинка тебе ближе, чем пациент, ты не врач, а оператор бормашинки. Не зря еще Парацельс говорил: «Важнейшая основа лекарства — любовь». Или Гиппократ, клятву которого мы приносим, также говорил: «Врач должен быть открытым для людей, так как суровость делает его недоступным для больных».
Потратив чувства на пациентов, специалист не оставит душевных ресурсов для близких людей, для семьи. Невозможно любить
И самое весомое: эмоции мешают беспристрастности, объективности. Кому, как ни хирургам знать, что
Но я утверждаю, что любовь — это не чувства, а
Если ты надел белый халат, выбрал эту профессию, должен встать в позицию подчинения интересам пациента, научится принимать любого человека без раздражения, ставить себя на его место. Порой слово лечит лучше операций и медикаментов. Но такая любовь — это не лирика, а иногда жесткость.
К сожалению, в вузах врачей учат общаться с трупами, а не людьми. Психологию общения, конфликтологию не преподают. Сейчас во многих странах в клиниках вводят должность конфликтолога — но такая задача бы не стояла, если бы врачи деятельно любили пациентов. Конечно, для этого необходимо понимать, есть ли у человека призвание, сможет ли он быть
Мнение ПРОТИВ. Психотерапевт Клавдия Белоус: чувствительных врачей ждут болезни и «выгорание»
Должен ли врач любить пациента? За и против. Источник: likar.info |
Это история жизни пожилой женщины — невропатолога. Немного рассеянная, громко кашляет, так как хронический бронхит (много курит), и в силу возраста плоховато слышит. Добрые глаза, морщинки от внешних уголков добрались почти до ушей, а губы поджаты до белизны в длинное тире, только уголки, намеком стремятся вниз. История начинается, как сказка…
При упоминании о претензиях сестры, самого родного человека, лишь легкое недоумение еле уловимо проскальзывает в тоне невропатолога. А в остальном она уверенно кивает, рассуждая о необходимости врачей абстрагироваться от переживаний. Абсолютно спокойный, бесстрастный уверенный в себе профессионал.
Это — типичная грустная для врачей история. Регулярное целенаправленное игнорирование своих чувств, приводит к снижению способности их распознавать.
Врач,
К примеру, один мой знакомый хирург порой перед операцией так напивался, что при виде разреза его мутило. По статистике британских ученых
В каком состоянии люди приходят к врачу? Тревога, боль, страх, раздражение. Иногда горе. Вся та непростая гамма чувств, которая «не-
Находиться ежедневно рядом с человеком, пережившим утрату, мучительно. Зачастую сложнее, чем эту самую утрату пережить самому. Так и с больным, особенно тяжело больным. В качестве примера всплывают в памяти всяческие скверные старушки, из тех, что только жалуются и кряхтят. Тянут жилы. Не бодрая деятельная старость, но болезнь мнимая или явная. Больной человек уже вызывает раздражение, потому как нуждается в помощи. Тяжело больной вызывает чувства куда сложнее: бессилие помочь, глубокое сочувствие и душевную боль, ярость, сопровождающую несвоевременность или сами изменения. И в довесок к вышеупомянутому, так, как будто бы мало этого, стыд и вина. Стыд и вина за случайные срывы, за покрикивание на больного, за
И все эти переживания были бы ее частью, если бы врач не отстранялся. И это повальное эмоциональное анестезирование — здоровый способ приспособления, попытка наиболее гуманным способом уберечь себя и одновременно повысить уровень профессионализма.
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!
Понравился материал? Будем благодарны за репосты